Самый искренний обзор Pentax 645z :)

Всем привет! Какое-то время назад, представительство RICOH Украина любезно предоставила мне на тестирование очень интересную камеру — Pentax 645z. И я с удовольствием поделюсь своими впечатлениями от этого аппарата с Вами.

yJyRbsRGmoA

Для начала уточню, взяток мне, к сожалению, не давали и в процесс тестирования не вмешивались 🙂 То есть этот обзорчик будет максимально субъективным и построен исключительно на моем личном мнении. Так же я не буду тратить Ваше время переписыванием сюда технических характеристик камеры, все это есть в Интернете. Я буду говорить только о тех вещах, которые мне понравились или не понравились.

Пару слов о себе — фотографией занимаюсь более десяти лет, последние пять работают преподавателем фотографии, ретуши, colorgrading и прочих вещей. Снимать доводилось на разную технику и всегда стараюсь держать ухо востро к интересным решениям на рынке. Работаю большей частью с Nikon D800, с ним же и буду соотносить предоставленный Pentax 645z.

Дело было так.

Договорившись с отличным парнем Андреем Реутовым и по совместительству — представителем Ricoh Imaging в Украине, получаю долгожданную посылочку и приступаю крутить вертеть 🙂 Поскольку я уже довольно давно снимаю на пленочный средний формат (далее СФ), а, изредка, получалось и на цифровой поклацать, то общее понимание о том, что к чему в мире СФ имеется.

Камера вполне компактная (для СФ), весит всего около 1500 грамм, что вполне сравнимо с полнокадровой (далее ФФ) зеркалкой, бустером и фиксом — например мои излюбленные Nikon D800 + Nikkor 85\1.4 или Sigma Art 50\1.4. Так что в плане веса я разницы вообще не ощутил.

Pentax-645z-medium-format-camera-top

Эргономика.

Это бывает с каждым 🙁 Как часто новая камера требовала слишком много времени, чтобы привыкнуть к ее особенностям! Во многом будучи не похожей на классические зеркальные ФФ аля Nikon D800 или Canon 5D MkIII. Это касается и камер среднего формата и различных беззеркальных систем. Жуть как бесит. Очень часто важные моменты просто не продуманы, кнопки «инновационно» раскиданы не пойми для кого и как 🙁 А вот у Pentax 645z все очень хорошо. Ну прям очень 🙂 Во многом все функции находятся где им и положены быть. Меню довольно простое и не вызывает никаких нареканий, кроме эстетического — можно и покрасивее сделать 🙂 Но и лазить в него нужно всего раз, что бы все настроить под себя, ведь большинство основного функционала вынесено кнопками и крутилками на корпус. Так же уточню, что тестирование проводилось в декабре 2015г. И некоторые моменты и возможности к текущему времени могут быть изменены в прошивке девайса.

В целом камера отлично лежит в руке, выступ под пальцы правой руки — просто замечательная вещь. Два функциональных колеса находятся там, где им и должно быть. По классике настраиваю переднее на изменение диафрагмы а заднее не выдержку. Благо почти все можно перенастроить под стандарты Nikon and Canon Кнопка выбора ISO находится под указательным пальцем — привык за первый же день съемок.

Порадовал и классический второй дисплей, для быстрого мониторинга параметров съемки. Просто нечего дополнить. Эргономика не заставляет себя перепривыкать к новой камере. Кнопки выбора точек фокусировки и ISO довольно быстро запоминаются, и находятся в удобных положениях.

Видоискатель, как и полагается, большой. Не так что бы прям сильно большой, но заметно просторнее полного кадра. Включается камера фактически моментально, и сразу готова снимать. При чем снимать 645z может со скоростью до 3-х кадров в секунду. Не впечатляет? Вспомните, что это средний формат, где камеры обычно снимают 1 кадр в секунду и то не все 🙂

К моему удивлению — я вполне себе приемлемо снимал с рук на 55-ку и 150-ку на выдержках 1/30-40 и 1/80-100 соответственно. Механизм гашения вибраций — на высоте. Ну и вес камеры играет свою роль 🙂 Да, мелкая шевеленка местами вылазила, но все же. Средний формат с рук, на высоком исо и длинных выдержках? Это что-то новенькое, и это мне нравится.

Грех не упомянуть, что корпус выполнен из магниевого сплава и имеет пыле-влаго защиту. Да-да, на камере среднего формата, которые обычно хранят под юбкой любимой жены и дальше студии никуда не выносят. Но тут это вполне логичный шаг, так как камера вообще ломает границы между средним форматом и полнокадровыми камерами. Но обо всем этом ниже и по порядку.

Pentax_26350_Pentax_D_FA_645_55mmОбъективы.

Для теста мне предоставили два объектива: Pentax smc FA 645 150mm f/2.8 IF и Pentax-D FA 645 55mm f/2.8 AL[IF] SDM AW. А к самой презентации на моей студии Андрей подвез еще и Pentax smc FA 645 120mm f/4 Macro Lens. Непосредственно тестированием объективов я не занимался — все они показали себя вполне достойно. Отмечу, что из этой тройки только 55-ка имеет пыле-влаго защиту. Макрушник — отличный по резкости и удобный по фокусному расстоянию. Но я портертист, и излишняя детализация кожи мне не особо нужна 🙂 Все эти стекла вполне решают 51 Мп. О рисунке и форме бокэ дискутировать не буду — для меня это давно не важно. Каких-либо замечаний к зоне нерезкости у меня нет. Но, безусловно, это очень хорошо, что «старые» объективы можно прицепить на эту камеру.

pentax-645z-displayЭкранчик и функции камеры.

Вы не поверите — но у этой малышки поворотный дисплей :)) Да-да, на среднеформатной камере — поворотный дисплей. Жаль, что только по вертикали, но этого для меня достаточно. Если задуматься — поворачивать дисплей по горизонтали как-то и не доводилось на тех камерах, где есть такая возможность. Для селфи что ли? Обойдусь. Но благодаря имеющемуся на 645z экранчику очень удобно снимать с нижних ракурсов, или наоборот — с верхних, наклоняя дисплей в нужную сторону и не дергая камеру. Особенно актуально при съемке со штатива. По цветопередаче дисплея и его разрешению — замечаний нет. Для меня это и не важно, так как большую часть работы по цвету провожу на этапе обработки изображения или до съемки. Гистограмма и оперативное отображения клипинга (областей пересвета, аля «зебра«) имеется, а большего мне и не надо.

Понту ради упомяну электронный гироскоп — на D800 он тоже есть. Не скажу что часто пользуюсь, но иногда здоровски выручает.

Фокусировка.

Быстрая. Опять-таки разницы от зеркалки фактически нет. Есть даже фичи, от которых  лично я в восторге. Так уж вышло, что я очень люблю снимать в условиях… скажем культурно — недостаточного освещения. Для меня это очень важно, и именно по этому в быту я снимаю только на фиксы с диафрагмой 1.2-1.4. Pentax и тут меня удивил. Напомню — я снимаю на Nikon D800, которая первая в мире способна фокусироваться на стеклах с дыркой 8, тобишь датчики автофокуса (АФ) замечательно себя чувствуют в условиях недостаточной освещенности. Я к этому привык и полагаюсь на это. Но у 645z это дело обстоит еще лучше. Когда переставлял свет в полутьме студии с парочкой лед-панелек вдали, а камера стояла в ручном фокусе на штативе — сразу не понял чего она там пищит периодически, а оказывается, проходя мимо я попадал в область резкости и звуковое подтверждение об этом уведомляло. К слову — очень удобная штука для некоторых ситуаций. Но что важнее — было настолько темно, что сам я передвигался с трудом.

Потом уже пробовал как мог — реально невероятная способность фокусироваться в полумраке. Это надо самому один раз увидеть и офигеть.

pentax-645z-55mm-kitК слову, точек фокусировки у камеры аж 27. Когда у других СФ их часто 1-3 🙂 Как я понимаю, модуль датчиков фокусировки перекочевал из основной линейки кропнутых камер Pentax, так что покрытие кадра у модуля довольно мелкое 🙂 Все точки находятся в центре и довольно кучно (см. картинку). Так что полноценно использовать их довольно… затруднительно. В целом, если снимать что-то осознанное — то я предпочитал фокусироваться вручную. Благо камера имеет возможность настроить на выбранную кнопку функцию 100% увеличения кадра в режиме Live-view. У меня это центральная кнопочка джойстика, она же кнопка «ок». А фокус-пикинг (да, подсветка границы объектов в резкости тоже есть) делает эту задачу еще проще. Почему до сих пор он (focus peaking) не стал стандартом всех производителей — для меня загадка. Решение ведь чисто программное.

И да, Вы не ослышались. У этой камеры есть полноценный Live-View! Опять-таки редкость для СФ! Собственно в данный момент слышал о таком только на заднике PhaseOne iq250, где стоит точно такая же матрица, вот только стоит он порядка 35 000$ Ага…

IMGP3815-Edit

55mm f/2.8, ISO 100, 1/15

ISO.

Ну вот и подходим к интересностям. Держать интригу не буду — вполне приемлемое на мой вкус рабочее ИСО — 4000. С натяжкой 6400. Для среднего формата, где обычно неприемлемые шумы лезут на исо 400-800, это тоже рекорд. А учитывая 51 Мп, можно смело уменьшать картинку вдвое на посте и снимать на ИСО вплоть до 10 000. Я пробовал 🙂 Но вот дальше подымать ИСО уже смысла нет, хотя возможность такая имеется вплоть до ИСО 204 800, но есть кое-что поинтереснее в этой камере 🙂

Динамический диапазон (ДД) и цвет.

И тут меня постиг некий культурный шок. Ну да, на СФ всегда было больше ДД и больше глубина цвета. И RAW’чики крутил, и снимать доводилось… Но… но… не на столько же! Очень долго меня отпугивало от среднего формата уж совсем низкое рабочее ИСО и стекла с максимальной диафрагмой 2.8 — для моих излюбленных (читай темных) мест это слишком темно. Но! С появлением 645z все изменилось. Почему? Тут надо показать. (к слову все RAWки можно скачать внизу).

100-crop-plus-4

crop. 55mm f/2.8, ISO 100, 1/400


WTF Pentax?! Как вы ЭТО сделали? После увиденного, остается только догадываться как сильно маркетологи других компаний тормозят технический прогресс. Мало того, что снимать можно в лучших традициях Малевича, потом вытягивать картинку на +5 или даже +6 стопов, так при этом там остается цвет!

Еще пример ниже. Снято с рук, недоэкспонировано нормально так, на ИСО 400 добавляю экспозицю в +5 и в областях фактически полного провала в черное вытягиваются детали и нормальный цвет! Хромакей такой как надо — зеленый )

chroma

Более того — картинка после таких издевательств остается вполне приемлемой. Тут моя D800 нервно пошла курить в сторонку. Понятное дело, что в сторону светов — все далеко не так. Физику работы фотоэлементов не… кхм… обманешь. Если картинку пересветить — то она и останется пересвеченой 🙂 И, само собой, с ростом ИСО детализация в тенях падает, а шум растет, ДД сужается, цвет сворачивается — в общем CMOS матрица. Но! Совсем не так критично, как я того ожидал. Совсем.

Видео.

Да, оно еще и видео снимает 🙂 Чуда не будет — сигнал пожатый на выходе HDMI, да и вообще. Объем пространства очень прикольный — все же размер матрицы имеет значение (кроп фактор 0,78 к слову). Но эта функция далеко не самая необходимая. Хотя поснимал бы с радостью, исключительно ради этого СФ объема. В целом неконтрастый профиль аля s-log или flaat настроить возможно. Больше нечего сказать. Я работаю с разными видеокамерами, и серьезнымы считаю только те, которые могут писать хотя бы с битрейтом 200 Мбит и выше. Хорошо бы RAW, но и ProRes сойдет. 645z дает формат только пожатый и битрейт далеко не тот, всего 21 Мбит. Для любительских работ, с продуманным подходом и этого хватит. Но не более. В общем все так же, как у полнокадровых зеркалок. К слову не нашел 4k. Или плохо искал, или в моей версии прошивки его еще не было, или его можно писать только для timelapse. А без 4k было совсем не интересно тестить видео возможности. Вероятно какие-то изменения будут с прошивками. В отличии от более распиареных Canon\Nikon у Пентакса прошивки иногда несут действительно существенные изменения.

IMGP2941-Edit (2)

crop. 150mm f/2.8, ISO 200, 1/50

Недостатки.

Долго думал, что же сюда написать. А то как-то все лестно очень выходит. Ну эм…. ээээ…. отсутствие встроенной вспышки? Кхм… А нет, есть один недостаток. В режиме Live View, камера на дисплее отображает не реальную экспозицию снимка, а автоматически подстраивает ее. Если вдруг этого еще не поправили, то есть личная рекомендация производителю — в режиме Live View без приближения (то есть когда мы просто оцениваем кадр) лучше показывать реальную экспозицию, в зависимости от выбранных параметров выдержки, диафрагмы и ИСО. А вот при увеличении изображения (для фокусировки вручную, например) — можно смело картинку подсвечивать\темнить. В данный момент автоэкспозиция на экранчике ведется себя одинаково и при полном просмотре кадра и при увеличении.

В общем… выходит что других недостатков у камеры и нет, или они не существенны для меня настолько, что я их не заметил. Реально — чертовски хороша. Можно было бы добавить в минусы цену порядка 7300$ за тушку. Но епт, это ведь тоже одна из самых доступных цен на СФ! И если задник с такой же матрицей от другого производителя стоит 35000$ — то я лучше возьму два пентакса и парк оптики 🙂 Возможностей камеры хватит с запасом на несколько лет вперед.

IMGP2941-Edit

150mm f/2.8, ISO 200, 1/50

Выводы.

Офигеть. Вот мои выводы. Лучше цифровой камеры я в руках не держал и не встречал. Особо порадовала возможность на исо 100 снимать квадраты Малевича — и потом вытягивать из них вполне приемлемы результат на посте 🙂 Уж не знаю как они это сделали, но это фат. Не верите — качайте RAW`ы внизу статьи. Для меня это стерло важную границу между светосильной оптикой (F/1.2-1.4 и F/2.8-3.5).

Радуют приятные мелочи — аля наличие двух штативных гнезд — для вертикальной и горизонтальной ориентации, можно прикрепить две площадки. Почему этого не делают все производители современных СФ? Хотя учитывая широченный ДД в тенях, и полностью рабочее ИСО вплоть до 4000 — штатив можно оставить дома.

Добавим сюда то, что камера имеет два слота SDHC, тобишь проблем с карточками не будет, SD у всех валяются в ассортименте 🙂 Как водится — можно дублировать информацию на важных съемках, или снимать последовательно на обе. Ну или на одну RAW на вторую JPEG — в таком режиме камера успешно работает с картами EyeFi Pro X2. Других под рукой не было 🙂

Батарея на первый взгляды бал принята скептически — маленькая и не выразительная. Да у меня на D800 больше! Но вот же — ее хватает на 400-600 снимков, точно не замерял, так как предоставленные батареи уже имели определенный пробег. Во время съемки я активно использовал Live-View для фокусировки. В целом за одну съемку она у меня ни разу не сажалась.

Ресурс  затвора 100 000 срабатываний, после чего точность работы самых коротких выдержек производитель не гарантирует. Ресурс не самый большой да. Но и свадебки снимать вряд ли кто будет на СФ 🙂 Для сравнения, за 5 полных лет работы с D800, я отщелкал 72 000 кадров. Для портретиста — средний показатель. А мы прекрасно понимаем, что за этот период камеру, скорее всего, придется обновить. Жду анонса D900 (или D850). Хотя… после этого Пентакса — жду ФФ камеру от них же на подобной матрице. И если выйдет — всерьез буду рассматривать смену религии для основной рабочей тушки.

Untitled-1RAW-чики. Качаем все одним архивом (625Мб), и убеждаемся как все обстоит лично. Весит каждый порядка 60-70 Мб. Внутри будут воооот такие фоточки:

IMGP2967П.С. Интересные факты.

Я всегда знал, что Пентакс делает замечательные по соотношению цена\качество камеры, но из-за … кхм… не очень… активного маркетинга — пасет задних по количеству продаж. При этом, к своему стыду, я только от Андрея узнал, что именно Pentax инноваторы довольно многих вещей, которыми все мы пользуемся. Например они впервые установили пентапризму в зеркалку 35мм в 1957 году. А в 1964 году впервые засунули экспонометр внутрь камеры, и стали прародителями TTL замера. Уже в 1971 году они выпустили первую в мире камеру с, так сказать, режимом авто — камера сама подбирала выдержку 🙂 1981 год принес первую в мире TTL автофокусную камеру. Первую «мыльничку» с зум-объективом для любителей — тоже они. Список можно продолжать 🙂

К слову, сейчас на рынке СФ камер довольно напряженная ситуация. Хассель скинул цену на некоторые свои камеры почти в два раза 🙂 Пентакс здорово насолил старожилам этого сегмента своей 645z. Настолько насолили, что до сих пор на DxOmark нет теста этой камеры. Причина, как по мне, или лоббирование интересов других производителей, либо же камера просто не вписывается в 100-бальную шкалу тестов DxO :)) Вспомним шумиху с просочившимся 101 баллом 🙂

Не хорошо тыкать пальцами, но в CatureOne умышленно заблокирована возможность работы с RAWчиками 645z, что, в прочем, легко решается c помощью консольной утилиты exiftool. С ее помощью можно просто подменим в RAW модель камеры на IQ250 🙂 Если сильно интерсно будет — напишу bat`ничек и статейку как все это делается.

Ну что же. Пора заканчивать. Во время теста я много раз был приятно удивлен. Pentax 645z действительно стирает границы между форматами, предлагая самым требовательным фотографам — самые потрясающие возможности.

Комментируйте, спрашивайте — постараюсь ответить на все вопросы в меру своих скромных возможностей 🙂 Всех благ 🙂

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Обзоры, Статьи с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

12 комментариев: Самый искренний обзор Pentax 645z :)

  1. Дима говорит:

    ФФ Пентакс уже представил, скоро должен быть в продаже. Матрица там вроде от тёти сони.

  2. Светодиодная лента говорит:

    Подскажите а как можно научиться профессионально фотографировать?
    Стоит ли идти на курсы или лучше скачать видео уроки?

    • nallien говорит:

      Быстрее — на курсах\школах, там дадут хороший старт, а дальше выбирать направление и рыть МК или материалы в Сети. В Сети вообще всему можно научиться и почти все найти. Но придется перелопатить огромное количество мусора, который нормальный педагог уже отфильтровал )

  3. Евгений говорит:

    Отличный обзор!
    Вы написали что можете показать как работать с файлами в CatureOne, если не сложно, опишите последовательность действий или сделайте небольшой туториал. Буду очень благодарен.

    • nallien говорит:

      Ох, подзабыл, суть — надо в RAWах поменять камеру на аналогичный по матрице PhaseOne

  4. Марат говорит:

    добрый вечер. обзор выше всяких похвал. год назад покрутил в руках час — другой 645д и был доволен практически всем(ну кроме веса), а здесь такое. два дня назад приехал из Китая. долго стоял в отделе пентакс, сейчас у них можно взять за 5000$ новую камеру, ну и всю линейку линз и прочих прибамбасов, пока не кончатся деньги. руки так и чешутся купить, но пока с трудом удерживаюсь. буду искренне рад если не сочтете за труд и будете скидывать свои новые тесты и отзывы ко мне на почту. если есть опыт работы с пентаксом к 1, хотел бы услышать ваше мнение. заранее благодарю.

    • Павел говорит:

      Тест К-1 посмотреть можно тут https://www.youtube.com/watch?v=cVo_imJJFRo , за обзор благодарю, полезный. Хотя ни одной ложки дёгтя. Топтыгин тоже 645 хвалит, аж прям купить захотелось….

      • nallien говорит:

        Да хз что ей в минус написать — реально ничего не вызвало негатива за две недельки использования.

        • Андрей говорит:

          Как Вам вес вместе со стеклом, батарейкой?

          • nallien говорит:

            не сильно тяжелее ФФ с нормальным стеклом. Размер — да, жирнее ))

  5. Аркадий говорит:

    «Напомню — я снимаю на Nikon D800, которая первая в мире способна фокусироваться на стеклах с дыркой 8»

    На самом деле первой в линейке Nikon была Nikon D4, представленная на 1 месяц раньше, нежели Nikon D800. А вообще, Canon мог работать с F<=8 еще с 2002 года (Canon EOS-1 Ds могла использовать только центральную точку для фокусировки на этой диафрагме).

    А вообще, да, dxomark еще та шарашкина контора 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *